Нефедова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ №73 «Городок» г. Мытищи
Выступление на педагогическом совете.Выступление на педагогическом совете по теме: «Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников» Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д.С.Лихачёв · Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям данной темы. · Основные понятия содержат следующие термины: патриот, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание. · В современной трактовке патриот – человек, который любит свою Родину. · Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. · Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. · Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. · Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. · В наше время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. · В настоящее время создана нормативно – правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание. 1. Во-первых, это главный закон Российской Федерации - Конституция. В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности. В главном документе записано: Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу. 2. Важным документом, который разработан на основе Конституции Российской Федерации, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795. · Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. · Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в ДОУ. · Важное значение имеет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания. 3. О роли в сфере патриотического воспитания учащихся неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. 4. Эта же идея заложена в ФГОС и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания образования». 5. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Рассмотрим эти документы.
· Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо основываться на содержание Письма Минобразования РФ «О патриотическом образовании и воспитании».
· «Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития». На современном этапе развития общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач: · утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям; · воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; · развитие у граждан гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; · формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. · Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах». Кроме того, существуют и другие нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях. К ним относятся: 1.Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». 2.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №551 «О военно - патриотических молодежных и детских объединениях» 3.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 0201.2000 №6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи». 4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2005 №03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России». 5.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2002 №30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». 6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.10.1999 №06-9ин/28-06 и Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 26.10.1999 №4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи». 7.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений" Таким образом, в Российской Федерации организовано проведение единой государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания. · Основная роль в этой сфере в образовательном учреждении отводится педагогу. · У педагогов должны быть сформированы ключевые компетентности, необходимые для успешной реализации идей гражданского и патриотического воспитания и образования. · Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче.
13 марта 2021 в 19:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.